Организация химических экспериментов

в условиях домашнего обучения


Главная

Критерии отбора

Рекомендации

Алгоритмы опытов

Литература

Раздел программы: «Чистые вещества»

Опыт: «Перегонка воды (получение дистиллированной воды)»

(Балаев 1977:41-42), (Штремплер 1996: 29)

Цель опыта: закрепление знаний и умений по перегонке воды.

1.     В чайник налить холодной водопроводной  воды (1/3 объема).

2.     Поставить чайник на газовую или электрическую плиту так, чтобы носик  чайника выступал за край плиты.

3.     Довести воду до кипения.

4.     Надеть на носик чайника стеклянную банку-холодильник, которую обернуть полотенцем, смоченным в холодной воде.

5.     Под банкой поместить тарелку для сбора конденсата.

6.     Полученную воду охладить и перелить в небольшую чистую баночку.

 


Раздел программы: «Вещества и их превращения»

Опыт: «Разложение пероксида водорода»

(Степин 2002: 403) в нашей модификации

Цель опыта: «Ознакомление с каталитическими реакциями»

1.     В стеклянную баночку налить слоем 1-2 см пероксид водорода (перекись водорода).

2.     Растереть 5-6 таблеток активированного угля.

3.     Высыпать активированный уголь в баночку с пероксидом водорода.

4.     Наблюдать вспенивание жидкости вследствие выделения кислорода.

5.     Закрыть баночку крышкой, чтобы накопился газ.

6.      Сняв крышку, поднести к горлышку баночки тлеющую лучинку, она вспыхнет ярким пламенем.

Химическая реакция: 2H2O2  2О+O2

 


Раздел программы: «Основные классы неорганических веществ»

Опыт: «Выращивание кристаллов»

(Алексинский 1995: 32-33), (Ольгин 1995: 123-126), (Степин 2002: 394)

Цель опыта: приобретение навыков по выращиванию кристаллов.

1.     Приготовить насыщенный раствор повареной соли:  в горячую воду насыпать, перемешивая, соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

2.     Полученный раствор профильтровать через марлю.

3.     Раствор перелить  в стакан.

4.     К карандашу привязать нитку, закрепив на ее свободном конце груз (например, пуговицу).

5.     Через 2-3 дня наблюдать выросшие на грузе кристаллы.

 

 


 
Раздел программы: «Основные классы неорганических веществ»

Опыт: «Превращения с мелом» (Балаев 1977: 51)

Цель опыта: закрепление знаний по теме «Кислотные оксиды и их свойства»

1.      Положить в стаканчик или небольшую баночку кусочек мела.

2.     Добавить 5-6 капель 5% -ного уксуса.

3.     Через 3-4 минуты опустить  зажженную лучинку.

4.     Лучинка не загорается. 

 

 


Раздел программы: «Химия элементов»

Опыт: «Определения жесткости воды мыльным раствором»

(Алексинский 1995: 81) в нашей модификации

Цель опыта: закрепление знаний по теме «Жесткость воды»

1.     Приготовить жесткую воду, растворив в небольшом количестве водопроводной воды (примерно половина стакана) 2 таблетки глюконата кальция.

2.     В небольшие баночки налить водопроводную воду, кипяченую воду и приготовленную нами жесткую воду.

3.     Отколоть от мыла маленькие кусочки (примерно одинакового размера).

4.     Бросить кусочки мыла в баночки с водой.

5.     Палочкой или ложкой перемешать воду в баночках.

6.     В баночке с жесткой водой мыльная пена не образуется, на ее стенках оседает в виде белого налета кальциевая соль стеариновой кислоты  (C17 H35COO)2Cа.

Химическая реакция: 2С17Н35СООNa+Ca2+ (C17H35COO)2Ca+2Na+

 

 


 

Раздел программы: «Основные классы неорганических веществ»

Опыт: «Чернила для тайнописи»

Цель опыта: закрепление знаний по термолизу растворов кислот

1.     Отжать немного сока лимона.

2.     Обмакнуть в него кисточку.

3.     Сделать надпись на листе бумаги.

4.     Прогладить лист бумаги горячим утюгом. 

5.     Наблюдать проявление надписи.  

Раздел программы: «Химия элементов»

Опыт: «Эксперимент с медной проволокой»

Цель опыта: закрепление материала по теме «Металлы»

1.     Из кусочка медной проволоки сделать маленькую спиральку.

2.     Намотать свободный конец проволоки на карандаш.

3.     Прокалить спиральку в пламени.

4.     Наблюдать, как поверхность спиральки покроется черным налетом оксида меди (СuO).

5.     В баночку (1) налить немного нашатырного спирта (NH4OH).

6.     Опустить прокаленную медную спиральку в раствор нашатырного спирта и наблюдать очищение проволоки.

7.     В баночку (2) налить немного одеколона (или этилового спирта).

Опустить прокаленную медную спиральку в раствор, содержащийся в баночке (2) и наблюдать очищение проволоки

 

Раздел программы: «Химия элементов»

Опыт: «Обнаружение крахмала в пищевых продуктах»

Цель опыта: определение продуктов питания, содержащих крахмал; закрепление знаний о свойствах йода

1.     Разложить на тарелке небольшие кусочки картофеля, лука, яблока, моркови, белого хлеба, насыпать по половине чайной ложки муки и манной крупы.

2.     Капнуть на каждый продукт по 1-2 капли спиртовой настойки йода.

При содержании в продукте крахмала наблюдать синее окрашивание

 

 

 

 

 
     
Hosted by uCoz